ОБЗОР: Методики по приказам 999, 1000 и 1001

Методика определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.

Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве.

Методика определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства.


В рамках программы 400 дней перед новым годом, наконец, были утверждены три методики.
Приказ Минстроя №999/пр от 20 декабря 2016 года «Об утверждении Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов».
Приказ Минстроя №1000/пр от 20 декабря 2016 года «Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве».
Приказ Минстроя №1001/пр от 20 декабря 2016 года «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства».

Попробуем разобраться в этих документах.
Первое, что бросается в глаза, ни у одного методического указания нет автора. Раньше обязательно в шапке документа было указано, кем документ разработан. Например, Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России, и т.п. Может потому, что серьезные организации просят серьезных денег, которых как всегда на всех не хватает?

Второе что бросается в глаза, это то, что в приказе нет слов «взамен», т.е. документы абсолютно новые, ранее по этим направлениям не издававшиеся. Но это также означает, что с вводом этих документов все предыдущие остаются действующими, как и раньше, значит МДС 81-35.2004 остается действующим.

Третье, это то, что все нормы носят обязательный характер. В отличие от предыдущих, которые были только рекомендованы к применению. Методики обязательны не только для бюджетных организаций, но и для ТСЖ, кооперативов и других собственников жилья.

Четвертое, это то, что сметные цены должны разрабатываться ежегодно в текущем уровне цен, т.е. сделан явный шаг навстречу ресурсному методу расчета, что также обяжет участников строительного рынка покупать эти нормы постоянно, причем по каждому региону отдельно.

Теперь конкретно о ценах на затраты труда. Документ такого типа утвержден впервые. До этого, согласно МДС 81-35.2004, заработная плата вычислялась по единичным расценкам для базисно-индексно метода с учетом индексов. В ресурсном методе выделялась трудоемкость работ (чел.-ч) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы. Информация о текущих ценах может быть получена в региональных органах по ценообразованию в строительстве, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций.

В новой утвержденной методике сметные цены на затраты труда должны определяться ежегодно в текущих ценах на основании данных Федеральной службы государственной статистики о среднемесячной начисленной заработной плате. Учитывая, что официальная заработная плата, которая попадает в статистику, не всегда соответствует реальной, то это приведет к тому, что публикуемые тарифы будут явно занижены, а именно они теперь в обязательном порядке должны включаться в сметные расчеты.
Что касается сметных цен на материалы, то по МДС 81-35.2004 она определяется:

«- В базисном уровне цен - по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции - федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;

- В текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

- Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.»

В новой утвержденной методике написано следующее:

«- Сметные цены определяются на основании информации об отпускных ценах (ценах реализации) на материалы, изделия, конструкции и оборудование. Отпускные цены (цены реализации) материальных ресурсов отечественного производства включают в себя стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя.

- Информация об отпускных ценах (ценах реализации) и объемах реализации материальных ресурсов, применяемая для определения сметных цен, представляется производителями (поставщиками) указанных ресурсов, включенными в Перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для определения сметных цен строительных ресурсов, в соответствии с утвержденными Минстроем России формами.

- Сметная цена рассчитывается как средняя арифметическая величина, взвешенная с учетом отпускных цен (цен реализации) на данный вид ресурса и объема реализации за отчетный период всех производителей (поставщиков) материальных ресурсов по субъектам Российской Федерации.

- Сметные цены на электроэнергию, расходуемую в период производства работ, а также на электроэнергию, необходимую для определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, принимаются по тарифам (для юридических лиц) энергосбытовых компаний административных центров субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются соответствующие объекты капитального строительства.

- Сметные цены систематизируются по видам ресурсов в соответствии с классификатором строительных ресурсов, формируются по форме таблицы, приведенной в Приложении 1, в разрезе субъектов Российской Федерации и размещаются в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.»

Таким образом, декларируется создание единой государственной информационной системы, в которую производители должны в обязательном порядке сообщать отпускные цены и объемы реализации, на основании которых Минстрой будет производить расчеты средних текущих цен по регионам и обязывать строителей включать это в сметные расчеты. Т.е. новая методика регулирует только определение текущих цен за некий отчетный период, причем периодичность и границы отчетного периода не указаны.

Что называется, почувствуйте разницу. В МДС 81-35.2004 определение базисных цен было в федеральных и региональных сборниках, текущие цены определялись по фактической стоимости.

В новой методике о базисных ценах нет ни слова, а текущие за неопределенный период рассчитывается как средняя арифметическая величина, взвешенная с учетом отпускных цен (цен реализации) на данный вид ресурса и объема реализации за отчетный период всех производителей (поставщиков) материальных ресурсов по субъектам Российской Федерации.

Вот в таких условиях нам предлагают жить с 1 февраля 2017 года.

Продолжение следует…

Капитонов А.К.
Директор ООО «АРОС СПб»